Корзина
24 отзыва
+380503449977
+380675522877
ООО Гидро-Максимум
Корзина

Классификация систем управления спецтехникой. Гидравлическое, пневматическое, электрическое и комбинированные системы управления. Системы управления дорожных катков.

Классификация систем управления спецтехникой. Гидравлическое, пневматическое, электрическое и комбинированные системы управления. Системы управления дорожных катков.

Система управления — это комплекс устройств, управляющих поступлением энергии от силовой установки к исполнительным механизмам, ее распределением между механизмами и регулированием скорости движения последних, а также предохраняющих конструкцию машины от недопустимых перегрузок. В систему управления входят как устройства, находящиеся под контролем машиниста, так и действующие автоматически.

На дорожных катках и – асфальтоукладчиках в зависимости от вида применяемых силовых передач различают механические, гидравлические, пневматические, электрические и комбинированные системы управления.

В механических системах управления используют главным образом мускульную силу. Их применяют в тех случаях, когда на управление требуются незначительные усилия, небольшие перемещения и малые скорости срабатывания. Механические системы управляют муфтами сцепления двигателя, коробками передач, реверсивными механизмами, тормозами, а также кулачковыми, зубчатыми и фрикционными муфтами.

 

В гидравлических системах управления рабочим телом, передающим энергию к исполнительным механизмам, является жидкость, которая может подаваться в систему под давлением, создаваемым насосом. Гидравлические системы управления применяют там, где требуются большие усилия и большие перемещения. Гидравлические системы на средних и тяжелых дорожных катках управляют поворотом и реверсированием, а на асфальтоукладчиках — подъемом рабочих органов и боковых стенок бункера, поворотом колес, включением и выключением муфт.

В пневматической системе управления энергия к исполнительным механизмам поступает за счет подачи сжатого воздуха. Воздух сжимается компрессором, а накапливается в объеме, необходимом для управления, — в ресивере. Пневматическую систему управления применяют на катках для изменения давления воздуха в шинах во время работы машины, а также в некоторых тормозных устройствах.

В электрической системе управления энергия к исполнительным механизмам поступает от электрических источников питания (аккумуляторной батареи и генератора). Электрическая система обеспечивает большую скорость срабатывания. Величина передаваемых усилий и перемещений определяется мощностью источников электроэнергии.

Гидравлическую, пневматическую и электрическую системы управления используют в сочетании с механическими, например, шарнирно-рычажными, расположенными между исполнительным гидродвигателем (гидроцилиндром, тормозной камерой) или электродвигателем (электромагнитом) и собственно управляющим звеном. В этом случае система управления называется комбинированной.

Примером комбинированной системы управления может служить автоматическая система отключения питателей и винтовых конвейеров на асфальтоукладчиках ДС-48, ДС-113 и ДС-114. В этих машинах при переполнении массой пространства между винтовым конвейером и трамбующим брусом срабатывают рычажные преобразователи, установленные на раме по краям винтовых конвейеров. Преобразователи воздействуют на конечный выключатель, который замыкает электрическую цепь магнита гидрораспределителя.

В свою очередь гидрораспределитель направляет жидкость из напорной магистрали к гидроцилиндрам питателей. Плунжер гидроцилиндра, преодолевая усилие пружины фрикционной муфты питателя, размыкает муфту и питатель останавливается.

Комбинированные системы управления на асфальтоукладчиках и дорожных катках получили широкое распространение, так как позволяют успешно решать задачи автоматизации рабочих процессов, защиты от перегрузок и блокировки механизмов машин, а также значительно облегчают труд машиниста. 

 

Система управления самоходным асфальтоукладчиком

В систему управления самоходным асфальтоукладчиком входят механизмы и системы управления двигателем: муфтой сцепления двигателя; коробкой передач; ходоуменьшителем на асфальтоукладчиках ДС-48, ДС-113 и ДС-114; рабочими органами (двойной муфтой для привода трамбующего бруса на асфальтоукладчиках ДС-1 и ДС-126, фрикционными муфтами питателей и винтовых конвейеров); ходовой частью (бортовыми фрикционными муфтами на асфальтоукладчиках ДС-1, ДС-126, ДС-94 и гидроцилиндрами поворота на асфальтоукладчиках ДС-48, ДС-113 и ДС-114); гидроцилиндрами подъема рабочих органов и бортов бункера (на асфальтоукладчиках ДС-126, ДС-94, ДС-48, ДС-113 и ДС-114); обогревателем выглаживающей плиты.

Управление двигателем и муфтой сцепления. В силовых установках асфальтоукладчиков ДС-1, ДС-126, ДС-94 частота вращения дизельных двигателей изменяется рычагом подачи топлива, управление рычагом выведено к рабочему месту машиниста. Для облегчения запуска двигателя пользуются рычагом включения декомпрессора. В приливе кожуха муфты сцепления закреплена ось вилки, которая связана через систему рычагов с рычагом, выведенным к рабочему месту машиниста.

Управление коробкой передач. Зацепление шестерен в коробке передач на асфальтоукладчиках ДС-1 и ДС-126 изменяют тремя рычагами, расположенными на верхней крышке коробки передач. Переключать рычаги можно только при выключенной муфте сцепления двигателя. Вилка первого рычага перемещает шестерню. Отклоняя этот рычаг, включают передние или задние скорости движения асфальтоукладчика. Вторым рычагом с помощью двух вилок смещают по валу раздельно шестерни. Третьим рычагом с помощью вилки управляется зубчатая муфта.

 

Управление ходоуменьшителем. Через ходоуменыпитель на асфальтоукладчике ДС-48 передается крутящий момент от двигателя к унифицированной коробке передач, к угловому редуктору привода питателей и винтовых конвейеров, а также к гидронасосу, питающему гидросистему привода трамбующего бруса.

Ходоуменьшителем управляют с помощью рычагов, выведенных на рабочую площадку машиниста. Рычаги связаны с вилками, которые заходят в кольцевые проточки зубчатых муфт, сидящих на шлицевых поверхностях трех валов ходоуменыпителя.

Рис. 120. Система рычагов управления фрикционами и муфтой сцепления:
1 — рычаг левого фрикциона питателя и винтового конвейера, 2 — рычаг левого бортового фрикциона, 3 — рычаг правого бортового фрикциона, 4 — рычаг правого фрикциона питателя и винтового конвейера, S — рычаг управления муфтой сцепления

Управление рабочими органами. Привод трамбующего бруса на асфальтоукладчиках ДС-1 и ДС-126 включается или выключается двойной муфтой. Управление муфтой сводится к смещению подвижной муфты хомутом, который с помощью двух сухарей и вилки связан с рычагом управления. Рычаг управления муфтой выведен к рабочему месту машиниста с правой стороны от капота двигателя. Привод трамбующего бруса на асфальтоукладчике ДС-48 включается и выключается рукояткой, связанной с дросселем гидросистемы. Гидродроссель расположен на передней стенке блока гидроаппаратов рядом с рабочим местом машиниста.

Управление фрикционными муфтами питателей и винтовых конвейеров осуществляется рычажной системой. Рычагом поворачивают кулачок и натягивают ленту. Рычаги управления выведены на две стороны асфальтоукладчика (к правому и левому рабочему месту машиниста). С рычагами сблокированы педали для ножного управления, используемые машинистом, когда его руки заняты на других рычагах.

На асфальтоукладчике ДС-48 муфты привода питателей и винтовых конвейеров включаются и выключаются кнопками электрического управления и рукоятками гидрораспределителей. Наряду с ручным может быть включено автоматическое управление.

Управление ходовой частью. Рычажная система управления бортовыми фрикционами с помощью тяг связана с рычагами управления, установленными на левом и правом рабочих местах машиниста.

На колесных асфальтоукладчиках ДС-48, ДС-113 и ДС-114 ходовая часть поворачивается путем перевода рычага гидрораспределителя в соответствующую сторону и подачи жидкости в одну из полостей гидроцилиндров.

Управление гидроцилиндрами подъема рабочих органов и бортов бункера. Эту операцию выполняют с помощью рукоятки гидрораспределителя. Рабочие органы фиксируют в поднятом положении стопорным рычажным устройством, которым управляет машинист.

Управление обогревателем выглаживающей плиты. В системе подогрева количество подаваемого топлива к горелке изменяют с помощью вентиля, установленного на шланге.

Непосредственно к заслонке, изменяющей поток горячих газов крепят рукоятку. 

 

Система управления самоходными катками с гладкими вальцами

В систему управления самоходными катками с гладкими вальцами входят механизмы и системы управления двигателем; муфтой сцепления двигателя; коробкой передач; механизмом реверса; механизмом блокировки дифференциала; поворотом катка; вибратором (на виброкатках ДУ-10А, ДУ-47А); скребками вибровальца; подачей смачивающей жидкости на вальцы.

Рис. 121. Управление двигателем и муфтой сцепления катка ДУ-50: 1 – двигатель, 2 — кожух муфты сцепления, 3 — рычаг муфты сцепления, 4 – рычаг подачи топлива, 5 — рычаг декомпрессора, 6 — педаль управления сцеплением двигателя

 

Управление двигателем и муфтой сцепления. На рис. 121 показаны рычаги управления двигателем и муфтой сцепления применительно к катку ДУ-50. При повороте рычага 4 вверх увеличивается подача топлива и соответственно повышается частота вращения коленчатого вала двигателя. Для включения декомпрессора необходимо рычаг подтянуть на себя. Муфта сцепления двигателя управляется рычагом, с которым связана педаль.

Управление коробкой передач, механизмом реверса и блокировкой дифференциала. Скорости движения катка изменяются рычагом, установленным на корпусе коробки передач (рис. 122).

Рис. 122. Управление муфтами реверса и коробкой передач:
1 — коническая шестерня, 2 — вилка переключателя, 3 — рычаг переключения скоростей, 4 — направляющий валик, 5 — рычаг переключения реверса, 6 — фиксатор, 7 — пружина, 8 — планка, 9 — рычаг блокировки дифференциала

Под действием рычага вилка перемещает одну из шестерен в коробке передач. Рычагом включаются две скорости. В коробке передач катка ДУ-47А для получения трех скоростей движения две вилки управляются одним рычагом. Чтобы исключить одновременное включение двух скоростей, механизм переключения снабжен блокировкой.

Управление механизмом сводится к попеременному включению левой или правой фрикционной муфты, установленной на валу реверса. Включение происходит в результате перемещения тяг с вилками и отводки, действующих через серьги и нажимные кулачки на ведущие диски муфт.

Муфтами механизма реверса управляют с помощью рычага, находящегося на рабочем месте машиниста. При перемещении рычага вперед включается левая муфта и каток движется вперед. Крайнее заднее положение рычага механизма реверса соответствует обратному движению катка. Нейтральному положению этого механизма, т. е. такому положению, при котором обе муфты выключены, соответствует вертикальное положение рычага на фиксаторе.

Механизм блокировки дифференциала включают движением рычага против часовой стрелки.

Управление поворотом катков. Поворотом катков управляют (рис. 123) с помощью гидроцилиндра с поршнем через рычаг, установленный на шкворне ведомого вальца. Рабочая жидкость к гидроцилиндру подается насосом, расположенным на двигателе. Для поворота рычага влево или вправо рабочая жидкость поступает соответственно в переднюю или заднюю полость цилиндра, проходя гидрораспределитель.

Гидравлическую систему поворота ведомого вальца подключают к общей гидросистеме катка. Золотником гидрораспределителя управляют с помощью рукоятки.

Рис. 123. Схема системы управления поворотом катка:
1 — рычаг шкворня, 2 — шток поршня, 3 — гидроцилиндр, 4 — шестеренный насос, 5 — бак, 6 — маслопроводы, 7 — гидрораспределитель, 8 — рукоятка управления

Управление вибратором на виброкатке ДУ-47А. Механизм включения муфты вибратора такой же, как и муфт механизма реверса. Рукоятка рычага включения вибратора находится на рабочем месте с правой стороны от сиденья машиниста. Для включения вибратора рукоятку нужно переместить вперед. Управление вибратором и всеми другими механизмами на катке ДУ-10А механическое.

Управление подачей смачивающей жидкости. Количество подаваемой жидкости регулируется краном или вентилем, расположенным на рабочем месте машиниста.

Система управления самоходными пневмоколесными катками

В систему управления самоходными пневмоколесными катками входят механизмы и системы управления подачей топлива; коробкой передач; поворотом катка; централизованной системой изменения давления воздуха в шинах; смачивающей системой; тормозами; блокировкой дифференциала раздаточного редуктора.

Управление подачей топлива. Механизм подачи топлива двигателя состоит из двух сблокированных между собой приводов: ручного, вынесеннего на боковую площадку, и ножного, расположенного внутри кабины, и снабжен общей тягой. Тяга шарнирно связана с рычагом регулятора топливного насоса двигателя. Рычаги ручного и ножного приводов имеют общую ось. Конструкция сочленения рычагов ножного и ручного приводов позволяет им работать независимо один от другого.

Управление коробкой передач. На катках установлена гидромеханическая коробка передач, которая позволяет управлять изменением диапазона скоростей движения и реверсированием движения. Диапазон скоростей движения катка изменяют путем переключения зубчатых муфт с помощью рукоятки на коробке передач. Во избежание поломок зубчатых муфт передачи переключают при остановленном выходном вале (остановленной машине) на холостых оборотах двигателя.

Реверсирование движения производят также рычагом переключения. С этим рычагом связан золотник реверса гидравлической коробки управления. Поэтому перемещение рычага вперед и назад вызывает подачу масла в одну из муфт механизма реверса и ее включение.

Рис. 124. Схема рулевого привода пневмоколесного катка:
1 — рулевое колесо, 2 — сектор, 3 — червяк, 4 — гидрораспределитель, 5 — гидроцилиндр, 6 — переднее колесо катка, 7 — рулевая тяга, 8 — масляный бак, 9 — фильтр, 10 — шестеренный насос

Управление поворотом катка. Рулевой привод (рис. 124) обеспечивает управление катком из кабины, а также с выносной рабочей площадки. Привод включает в себя два рулевых колеса, связанных между собой с помощью двух конических редукторов и вала, а также гидроусилитель следящего типа. Гидроусилитель состоит из рулевого механизма, гидроцилиндров и рулевой тяги. В рулевой механизм входят корпус, червяк, зубчатый сектор, связанный с тягой, и гидрораспределитель. Рулевой привод работает следующим образом: при повороте рулевого колеса вращение передается червяку, который поворачивает зубчатый сектор и перемещает золотник гидрораспределителя.

Рабочая жидкость поступает в соответствующие полости гидроцилиндров, давит на поршни, которые в свою очередь поворачивают рычаг переднего моста катка. Масло от противоположных полостей цилиндров поступает через гидрораспределитель в сливную линию гидросистемы катка и далее в бак.

Управление системой изменения давления воздуха в шинах. изменяют давление воздуха в шинах с помощью крана управления, установленного в кабине машиниста справа на передней стенке. Кран может быть переведен в три положения, соответствующие подаче воздуха в шины, выпуску воздуха из шин в атмосферу и отключенному состоянию впускного и выпускного отверстий крана. Давление контролируют по манометру, подключенному к выпускному отверстию крана.

Управление смачивающей системой. Подача жидкости к распылителям изменяется с помощью крана, расположенного в кабине на передней стенке.

Управление тормозами. Тормозами управляют с помощью педали, которая рычажной системой связана с поршнем главного тормозного цилиндра. Одновременно педаль рычажной системой связана с золотником нейтрали гидравлической коробки управления на коробке передач.

Управление блокировкой дифференциала. Дифференциал, так же как на катках с гладкими вальцами, блокируют с помощью рычага из кабины машиниста. 

Предыдущие статьи