Корзина
21 отзыв
+380503449977
+380675522877
ООО Гидро-Максимум
Корзина

Гидравлическая система экскаваторов ЭО-2621А

Гидравлическая система экскаваторов ЭО-2621А

На экскаваторе работают две гидравлические системы: одна из них установлена на тракторе, другая для привода узлов рабочего оборудования на экскаваторе.
 

Гидросистема трактора включает шестеренный насос 3 (рис. 154) типа НШ-67к, который приводится в движение от вала дизеля через редуктор. Насос 3 через гидрораспределитель 10 подает жидкость в гидроцилиндр 7 стрелы и в гидроцилиндры 12 и 13 механизма поворота, а также через тракторный гидрораспределитель 17 — в гидроцилиндры 15 выносных опор и гидроцилиндр 16 бульдозера.

Гидросистема экскаватора включает два шестеренных насоса 2 и 4 типа НШ-32У, которые через гидрораспределитель 5 подают жидкость в гидроцилиндры 7, 8 и 9. Гидроцилиндр 7 стрелы питается или от каждой гидросистемы раздельно, или от двух гидросистем суммарным потоком рабочей жидкости с целью ускорения рабочей операции. Рабочая жидкость, поступающая из бака 1 к насосам 2 и 4, нагнетается в гидрораспределители 5, 10 и 17 и в зависимости от положения рычагов управления или направляется в гидроцилиндры механизмов, или через фильтр 19 на слив в бак 1.

Для предохранения механизмов экскаватора от перегрузок в гидрораспределителях установлены клапаны. К трубопроводам гидроцилиндра 7 стрелы подсоединен разгрузочный клапан 6 для предохранения от изгиба штока гидроцилиндра при возникновении реактивных давлений. При чрезмерном повышении давления в запертой поршневой полости гидроцилиндра 7 разгрузочный клапан 6 перепускает жидкость в штоковую полость гидроцилиндра, а избыток жидкости — в бак 1.

Гидравлическая схема механизма поворота рабочего оборудования вместе с поворотной колонной показана на рис. 155. С целью увеличения крутящего момента, развиваемого механизмом поворота, рабочая жидкость подается под давлением в поршневые полости гидроцилиндров 4 и 5.

Штоковые полости гидроцилиндров 4 и 5 также заполнены жидкостью и соединены между собой. Если подать жидкость в поршневую полость одного из гидроцилиндров, то в его штоковой полости также возникнет давление, которое передается в штоковую полость другого гидроцилиндра поворота. В результате этого штоки придут в движение вместе с цепью 7 механизма поворота. Цепная звездочка 8 начнет вращаться вместе с корпусом поворотной колонны и закрепленным на ней рабочим оборудованием. Потери жидкости в штоковых полостях компенсируются через обратный клапан 6, соединенный с трубопроводами гидроцилиндров рукояти.

154 Гидравлическая схема экскаватора ЭО-2621А с элементами кинематики:

1 —бак рабочей жидкости; шестеренные насосы:

2 и 4— НШ-32У экскаватора,

3—НШ-67к трактора; гидрораспределители:
5 и 10 — экскаватора,

17 — трактора;

6 — разгрузочный клапан гидроцилиндра стрелы; гидроцилиндры:

7 — стрелы,

8 — рукояти,

9 — ковша,
12 и 13 — механизма поворота,

15 — выносных опор,

16 — бульдозера;

11 и 14 — обратный и перепускной клапаны;

18 — установка манометра;

19 — фильтр рабочей жидкости

155 Схема механизма поворота:
1 и 2 — перепускной и обратные клапаны, 3 — демпферные устройства (дроссели) гидроцилиндров поворота, 4 и 5 —  гидроцилиндры поворота, 6 —
обратный клапан подпитки гидроцилиндров, 7 — цель механизма, 8 — цепная звездочка.

156 Насос НШ-67к:

1, 5, 6 и 9 — манжеты,

2 —г пластина,

3 и 7 — поджимная и подтип никовая обоймы,
4— платики,

8 и 10 — уплотнительное и опорное кольца,

11—стопорное кольцо,

12 — центрирующая втулка,
13 и 14 — ведущая и ведомая шестерни,

15 — крышка,

16 — корпус,

17 — болт

Плавное автоматическое торможение механизма поворота в середине хода осуществляется с помощью перепускного клапана 7, а в конце хода — за счет демпферных устройств 3, смонтированных в задних крышках гидроцилиндров 4 и 5.

Конструкция бака рабочей жидкости описана в § 36 (см. рис. 136), а общее устройство насосной установки — в § 32 (см. рис. 119). Насос НШ-32У по своему устройству практически одинаков с насосом НШ-32Э (см. рис. 101). Насос НШ-67к (рис. 156) имеет конструктивные особенности и увеличенную в 2,1 раза объемную подачу по сравнению с насосом НШ-32У.

Шестерни насоса помещены в подшипниковой обойме 7, выполненной в виде полуцилиндра с четырьмя подшипниковыми гнездами. Регулировка зазора между шестернями и корпусом в радиальном направлении осуществляется поджимной обоймой 3, опирающейся на цапфы шестерен 13 и 14,

Манжета 1 образует камеру, в которой давлением жидкости обойма 3 прижимается к зубьям шестерен. Зазор между корпусом 16 и поджимной обоймой 3 перекрывает пластина 2. Обойма 3 по мере износа опорных ее поверхностей компенсирует радиальный зазор между своей уплотняющей поверхностью и зубьями шестерен. Торцовое уплотнение шестерен достигается с помощью двух платиков 4, усилие прижатия которых создается за счет давления жидкости, находящейся в камерах, ограниченных манжетами 6. Для уравновешивания усилий, передаваемых через платики 4, в поджимной обойме 3 расположены ограниченные манжетами 5 камеры, в которые также поступает жидкость под давлением.

Вытеканию жидкости по валу насоса препятствуют манжеты 9, которые предохраняются от механических повреждений опорным 10 и стопорным 11 кольцами. Центрирующая втулка 12 препятствует повороту шестерни 13 в сборе с обоймами и платиками во время работы насоса. Крышку 15 крепят к корпусу 16 насоса болтами 17. Уплотнение между корпусом и крышкой насоса достигается с помощью резинового кольца 8.

От насоса к гидроцилиндрам бульдозера и выносных опор рабочая жидкость подается через гидрораспределитель трактора, а к другим гидроцилиндрам — через трехзолотниковые гидрораспределители (рис. 157) со встроенными предохранительными и перепускными клапанами.


В корпусе 14 трехзолотникового гидрораспределителя собраны перепускной клапан (в который входят плунжер 13, демпфер 11 и пружина 10), а также предохранительный клапан, состоящий из корпуса 9, гнезда 8, шарика 7, направляющего стержня б, пружины 5, регулировочного винта 2, контргайки 4 и колпачка 3. Кроме того, в нем имеется множество различных полостей, соединенных между собой каналами. В сочетании с золотниками 15 и перепускным клапаном эти полости и каналы дают возможность направлять поток рабочей жидкости от насоса в гидроцилиндры рабочего оборудования, а затем возвращать обратно в бак.


Золотники 15 устанавливают в нейтральное и рабочие положения рычагами управления, в нейтральное положение они возвращаются под действием пружин 16.

 

157 Гидрораспределитель экскаватора ЭО-2621А:
а — конструктивная схема, б — корпус в разрезе по двум золотникам;

1 и 17 — крышки,
2 — регулировочнБ1Й винт,
3 — колпачок,
4 — контргайка,
5 и 10 — пружины предохранительного и перепускного клапанов,
6 — направляющий стержень,
7 — шарик,
8 — гнездо предохранительного клапана,
9 — корпус предохранительного клапана,
11 —демпфер,
12 — нагнетательная полость,
13 — плунжер перепускного клапана,
14 — корпус гидрораспределителя,
15 — золотники,
16 — возвратная пружина золотника,
18— штуцерная пластина,
19 — каналы к исполнительным органам

 

При нейтральном положении золотников 2 (рис. 158, а) поток рабочей жидкости от насоса, пройдя через гидрораспределитель, направляется под небольшим давлением в бак. При этом рабочая жидкость, поступившая от насоса в нагнетательную полость 4, преодолевает сопротивление пружины 3 и перемещает плунжер 5 вверх, соединяя сливную полость 1 с нагнетательной 4 (движение жидкости на рисунке показано стрелками). Плунжер 5 перепускного клапана перемещается вверх, так как давление в полости над ним всегда меньше вследствие потерь в демпфере 11 (см. рис. 157), встроенном в плунжер. При перемещении золотника 2 (рис. 158, б) вниз открываются каналы 6 и 7, соединяющие гидрораспределитель с гидроцилиндрами. Давления на плунжер 5 сверху и снизу уравновешиваются и под действием пружины 3 он перемещается вниз, перекрывая сливную полость 1. Жидкость от насоса поступает в канал 6 (показано сплошными стрелками) и далее по трубопроводу — в соответствующую полость гидроцилиндра, а из другой его полости вытесняется через канал 7 гидрораспределителя в бак.

При перемещении золотника 2 вверх (рис. 158, в) нагнетательноя полость 4 соединяется уже с каналом 7, а канал 6 сообщается со сливной полостью 1. Таким образом поршень гидроцилиндра перемещается в противоположную сторону. Свободные полости над золотниками 15 (см. рис. 157 а) и в нижней крышке 17 заполнены рабочей жидкостью, проникающей через зазоры. Эти полости связаны между собой отверстиями в корпусе 14 и через дренажную трубку соединены с баком, что исключает самопроизвольное перемещение золотников.

Предохранительный клапан вступает в работу в случае превышения рабочего давления, на которое он отрегулирован. При этом шарик 7 поднимается вверх и часть жидкости из полости над перепускным клапаном сбрасывается на слив. Давление в полости понижается, плунжер 13 перемещается вверх и открывает сливную гидролинию в бак.

158 Схема работы гидрораспределителя экскаватора ЭО-2621А при положении золотников:
а — нейтральном, б — нижнем, в — верхнем;

1 и 4 — сливная и нагнетательная полости,
2 — золотники,
3 — пружина,
5 — плунжер перепускного клапана,
6 и 7 — каналы гидрораспределителя

 

Перепускной клапан экскаваторов ЭО-2621А (рис. 159, а) состоит из двух одинаковых секций, при повышении давления под влиянием инерционных сил он соединяет обе полости гидроцилиндров механизма поворота, чем достигается плавное торможение последнего. В зависимости от повышения давления в каком-либо из гидроцилиндров поворота срабатывает (перепускает рабочую жидкость) та или другая секция клапана. Под давлением жидкости шарик 2 перемещается, сжимая через направляющий стержень 3 пружину 5, обе полости клапана соединяются и жидкость перетекает из одного гидроцилиндра поворота в другой. Перепускной клапан отрегулирован на давление 100 кгс/см2.

Предохранительный клапан (рис. 159,б) по устройству аналогичен перепускному. Секции клапана отрегулированы на давление соответственно 115 и 125 кгс/см2. Если давление в поршневой полости гидроцилиндра стрелы превышает 115 кгс/см2, то верхняя секция клапана срабатывает и перепускает жидкость в штоковую полость гидроцилиндра. В связи с меньшим рабочим объемом штоковой полости гидроцилиндра по сравнению с поршневой штоковая полость не может поглотить всю жидкость из поршневой полости, поэтому после достижения давления 125 кгс/см2 срабатывает нижняя секция клапана, из которой избыток жидкости перетекает в бак.

159 Перепускной (а) и предохранительный (б) клапаны:


1 — корпус,
2 — шарик,
3 — направляющий стержень,
4 — пломба,
5 — пружина,
6 — колпачок,
7 — регулировочный винт,
8 — контргайка

 

В гидросистеме привода механизма поворота для перепуска рабочей жидкости в штоковые полости гидроцилиндров поворота от штоковых полостей гидроцилиндров рукояти установлен обратный клапан (рис. 160). Под давлением жидкости шарики 7 отходят и пропускают поток жидкости. При отсутствии давления шарики прижаты к гнездам во втулке 4 и корпусе б пружинами 2. Для надежности устанавливают два шарика. Гидравлические цилиндры предназначены для выполнения рабочих и вспомогательных операций. По конструкции все применяемые гидроцилиндры — поршневого типа с прямолинейным и возвратно-поступательным движением штока. Во время перемещения штока одна полость гидроцилиндра соединяется с нагнетательной, а другая — со сливной гидролинией. Направление движения штока зависит от положения золотника гидрораспределителя, которое изменяют с помощью рычага управления.

160 Обратный клапан механизма поворота экскаваторов ЭО-2621А:

1 — шарики,
2 — пружине,
3 — шайба,
4 — втулка,
5 — уплотнение,
6 — корпус,
7 — штуцер

 

По принципу действия все гидроцилиндры рабочего оборудования двойного действия и одинаковой конструкции. Гидроцилиндр рукояти (рис. 161, а) состоит из трубы 9, на один конец которой навинчена передняя крышка 70, а к другому приварена задняя крышка 1. Поверхность трубы 9 хромированная и обработана с высокой степенью точности и чистоты. На штоке 16 гайкой 4 укреплен поршень 5. Поршень 5 уплотнен манжетами 6 и кольцом 11, а шток 16 — манжетой 14 и грязесъемником 12, установленным в крышке 11. На передней 10 и задней 7 крышках гидроцилиндра закреплены угловые штуцера 3 для присоединения к ним трубопроводов. Опорные кольца 7 удерживают манжеты 6 от осевого перемещения. Переднюю крышку 10 уплотняют кольцом 15.

Для смягчения ударов в конце хода поршня служит конус 8, а при обратном ходе роль демпфера выполняет хвостовик штока 16. Шток 16 и заднюю крышку 7 соединяют с другими деталями через шарнирные сферические подшипники 2.

Гидроцилиндры поворота отличаются от других гидроцилиндров отсутствием сферических подшипников 2 и наличием демпферного устройства, вмонтированного в заднюю крышку 7 (рис. 161,б). Демпферное устройство состоит из корпуса 18, в котором перемещается золотник 19. На наружной поверхности золотника нарезана спиральная канавка 27 переменного сечения.

При нагнетании жидкость поступает в гидроцилиндр или через каналы А и Б, или через обратный клапан 22 и отверстие В. До начала торможения слив идет свободно через каналы Б и А. При приближении к крышке 7 поршень упирается в золотник 19 и, сжимая пружину 20, перемещает его внутрь корпуса 18. При этом золотник 19 перекрывает свободный слив через канал Б и канал А и жидкость из гидроцилиндра продавливается в канал А через спиральную , канавку 27.

Гидропроводы на экскаваторе ЭО-2621А представляют собой или бесшовные стальные трубы, или шланги высокого давления. В большинстве случаев их соединяют штуцерами, добиваясь необходимой герметичности установкой конических или кольцевых прокладок. К распределителю гидропроводы присоединяют с помощью винтов и уплотнительных колец.

 

 

 

 

 

 

161 Гидроцилиндры:

а — рукояти,
б — механизма поворота;

1 и 10 — крышки,
2 — сферический подшипник,
3 — штуцер,
4 — гайка,
5 — поршень,
6 и 14 — манжеты,
7 — опорное кольцо,
8 — конус,
9 — труба,
11 —крышка грязесьемника,
12 — грязесъемник,
13 — втулка,
15 и 17 — уплотнительные кольца,
16— шток,
18 — корпус,
19 — золотник,
20 — пружина,
21—спиральная канавка,
22 — обратный клапан

 

Механизм поворота экскаваторов ЭО-2621А (рис. 162) состоит из поворотной колонны, цепной передачи и двух гидроцилиндров, Поворотный корпус 14 опирается на конические роликоподшипники 6 и 9 и вращаемся относительно стакана 7 головки рамы с помощью цепной звездочки h приводимой в движение цепью 3 от гидроцилиндров 4. Оба гидроцилиндра работают попеременно. Если шток одного гидроцилиндра втягивается, то цепь 3, соединенная с ним тягой 5, поворачивает звездочку 1 и корпус 14, а другой гидроцилиндр совершает холостой ход.

В корпусе 14 сделаны проушины 15 и 13 для установки стрелы и ее гидроцилиндра, а также прилив 8 с пальцем 10 — для фиксации механизма поворота в транспортном положении.

При работе машины палец 10 поднят вверх и своей нижней частью упирается в ограничители поворота, которые расположены на раме экскаватора и служат для стопорения колонны в случае обрыва цепи.

Для регулирования осевого люфта колонны опускают рабочий орган на грунт, отгибают стопорную шайбу, затягивают гайку 2 и отпускают ее на 1/8 оборота, а затем вновь застопоривают шайбой. Для демонтажа внутренней обоймы подшипника 9 предусмотрены отверстия в корпусе 14, закрытые пробками 12. Подшипники 9 и 6 смазывают через масленки 11 и 16.

162 Механизм поворота:
1 — звездочка, 2 — гайка, 3 — цепь, 4 — гидроцилиндр, 5 — тяга, 6 и 9 — роликоподшипники, 7 — стакан, 8 — прилив, 10 — палеи, 11 и 16 — масленки, 12 — пробка, 13 и 15 — проушины, 14 — поворотный корпус

 

Рабочее оборудование экскаваторов ЭО-2621А (рис. 163) устанавливают на поворотном корпусе колонны. Ковш 6 обратной лопаты (рис. 163, а) закрепляют на нижней вилке рукояти 4 с помощью оси 7. Днище 10 ковша фиксируют неподвижным пальцем 9 с помощью стопорной планки 8, входящей в наружную кольцевую проточку пальца. Шток гидроцилиндра 5 ковша крепят к рычагу днища ковша. Штоки гидроцилиндров 11 рукояти крепят к верхнему кронштейну рукояти пальцем 3, фиксируемым винтом 2.

 

В силовой гидросистеме экскаватора Э-5015А применены сдвоенный аксильный роторно-поршневой насос (см. рис. 111) и аксиальные роторно-поршневые гидромоторы (см. рис. 109).

Поворотная часть экскаватора Э-5015А (рис. 164) опирается на ходовое устройство 14 через роликовый опорно-поворотный круг 13. На поворотной платформе 11 устанавливают сменное рабочее оборудование, силовую установку, механизм поворота, узлы гидропривода и гидроуправления, баки, кабину и противовес. Дизель 10 смонтирован на хвостовой части платформы 17, где также размещены топливный бак, баки с рабочей жидкостью и противовес 17.

Рабочее оборудование обратной лопаты включает стрелу 5, рукоять 4, ковш 6 и гидроцилиндры для их привода. Кабина 8 машиниста оборудована тепло- и шумоизоляцией. Здесь расположены сиденье и пульт управления с рычагами. В холодное время года кабина обогревается. На кабине установлены стеклоочистители. Экскаватор оборудован системами освещения и сигнализации. Механизмы передвижения машины и поворота платформы приводятся в движение от гидромоторов. Все это позволяет вести работу в любую погоду и в любое время суток. На гусеничной тележке установлены два низкомоментных гидромотора с редукторами, обеспечивающие независимый привод гусеничным тележкам. Привод включает в себя также индивидуальные ленточные тормоза с управлением от автономной гидросистемы. Высокомоментный гидромотор 9 предназначен для вращения поворотной платформы. Рабочая жидкость подается под давлением от гидравлического насоса 16, получающего вращение от дизеля 10. Машиной управляют с помощью трех блоков 15 гидрораспределителя.

С вращающейся платформы 11 к гидромоторам привода гусеничных лент и к тормозам механизма передвижения жидкость подводится через центральный коллектор 12.

 

 


 

164 Расположение механизмов и узлов экскаватора Э-5015А: гидроцилиндры:

I — ковша, 7 — стрелы, 3 — рукояти; 2 — трубопроводы; 4 — рукоять; 5 — стрела; 6 — ковш; 8 — кабина машиниста; 9 — гидромотор механизма поворота; 10 — дизель;
II — поворотная платформа;
12 — центральный коллектор;
13 — опорно-поворотный круг;
14 — ходовое устройство; 15 — блоки гидрораспределителя; 16 — насос; 17 — противовес; 18 — топливный бак; 19 — капот дизеля


При переоборудовании на прямую лопату (рис. 163,б) ковш 6 устанавливают зубьями наружу и закрепляют на нижней вилке рукояти 4 с помощью дополнительных тяг 13. Штоки гидроцилиндров рукояти крепят к нижнему кронштейну 12 рукояти, для чего используют палец 3 (рис. 163, а). Днище ковша шарнирно соединяют с корпусом ковша на оси 7 (рис. 163, б). Пальцы 9 стопорными шайбами закрепляют в выдвинутом положении и днище в корпусе не фиксируют, так что оно свободно вращается с помощью гидроцилиндра 5 ковша.

Крюковую подвеску 15 (рис. 163, е) крепят на вилке рукояти 4 с помощью пальца 9. Свободный конец штока гидроцилиндра 5 ковша присоединяют к рукояти 4. Как и при работе обратной лопатой, штоки гидроцилиндров 11 рукояти закрепляют на верхнем кронштейне 14 рукояти.

Погрузочный ковш 17 (рис. 163, г) и вилы 18 (рис. 163, д) монтируют на оси 7 аналогично прямой лопате. Шток гидроцилиндра 5 ковша крепят к верхним проушинам 16 ковша (вил). Для повышения рабочих усилий штоки гидроцилиндров 11 рукояти присоединяют к нижним кронштейнам 12 рукояти.

После каждой замены проверяют работу рабочего оборудования на холостом ходу в течение 5 мин. До начала проверки необходимо убедиться в том, что стрела, механизм поворота и отвал бульдозера не зафиксированы в транспортном положении.

163 Схема монтажа рабочего оборудования:
а — обратной лопаты, б — прямой лопаты, в — крюковой подвески, г — погрузочного ковша, д — вил; 1 — стрела, 2 — винт, 3 и 9 — пальцы, 4— рукоять, 5 — гидроцилиндр ковша, 6 — ковш, 7 — ось, 8 — стопорная планка, 10 — днище ковша, 11 — гидроцилиндр рукояти, 12 и 14 — кронштейны, 13 — тяга, 15 — крюковая подвеска, 16 — верхние проушины ковша (вил), 17 — погрузочный ковш, 18 — вилы

 

Гидравлические полноповоротные экскаваторы 3-й размерной группы выпускают на гусеничном и пневмоколесном ходовых устройствах. Технические характеристики этих экскаваторов приведены в табл. 7.

Машины этого класса предназначены для разработки грунтов и погрузки дробленых скальных пород и сыпучих материалов, их применяют в промышленном и гражданском строительстве, при сооружении оросительных систем в сельском хозяйстве, на строительстве железных и автомобильных дорог.

Основным рабочим оборудованием для этой группы экскаваторов является обратная лопата, которую в зависимости от категории разрабатываемого грунта можно оснащать

сменными ковшами различной емкости (табл. 8). При оснащении обратной лопатой этими экскаваторами роют котлованы, траншеи и ямы. Поворотный ковш обеспечивает хорошие условия копания грунта и выгрузки его в отвал и транспортные средства. Кроме обратной лопаты, экскаваторы снабжают погрузчиком, грейфером, прямой лопатой и ковшами различной формы для специальных земляных работ. Грейфером выполняют погрузочно-разгрузочные работы и разрабатывают выемки, ямы, котлованы типа колодцев с отвесными стенками. С помощью погрузчика эффективно и с высокой производительностью осуществляют погрузку сыпучих и кусковых материалов, разрабатывают котлованы и карьеры, обеспечивая одновременную планировку площадки на уровне стоянки машины.

 

Таблица 8
Сменные ковши экскаваторов ЭО-3322А

Емкость сменных

Категории грунтов

Глубина копания

ковшей, м3

 

 

0,4

IV

Максимальная

0,5

II—IV

85% от максимальной

0,65

I-II

То же, 65%

Предыдущие статьи