Корзина
32 отзыва
+380503449977
+380675522877
ООО Гидро-Максимум
Корзина

Работа гидравлической системы коробки передач трактора Т-150К

Работа гидравлической системы коробки передач трактора Т-150К

Схема гидросистемы коробки передач трактора Т-150

Все агрегаты гидравлической системы КПП соединены между собой каналами в задней и передней стенках корпуса коробки передач трактора Т-150, накладках нижнего листа и гидропанели, а также трубопроводами [рис. 1а].

Рис. 1а. Схема гидросистемы коробки передач трактора Т-150.

1) – Бак; 2) – Предохранительный клапан радиатора; 3) – Радиатор; 4) – Заливной фильтр; 5) – Клапан плавного сброса давления (правый); 6) – Перепускные клапаны; 7) – Гидроаккумуляторы; 8) – Правый распределитель; 9) – Заборный фильтр; 10) – Фильтры нагнетания; 11) – Насос; 12) – Левый распределитель; 13) – Клапан плавного сброса давления (правый).

 

Из картера коробки передач трактора Т-150 масло всасывается насосом через заборный фильтр и, пройдя фильтры линии нагнетания, одновременно подаётся к перепускным клапанам распределителя, а также клапанам плавного сброса давления (левого и правого бортов). Масло через распределитель попадает по соответствующим каналам, сверлениям и проточкам вторичного вала КПП к выключаемой гидроподжимной муфте. Поршень сдвигается, зажимая диск и включая передачу (в это время остальные муфты соединены со сливом).

 

Обслуживание каждого борта осуществляется одной секцией гидронасоса. По завершении заполнения полости гидромуфты избыточное масло направляется через перепускные клапаны-распределители, затем объединяется и направляется общим потоком по трубе в бак и радиатор, а часть масла парой параллельных потоков ответвляется по центральным сверлениям во вторичных валах на смазку фрикционных элементов КПП трактора Т-150. Из бака масло возвращается в коробку передач по трубе, имеющей разветвление потока к гидропанели, а также верхней крышке коробки.

 

Посредством перевода золотника осуществляется переключение передач. Чтобы произошло заполнение гидромуфты включаемой передачи и в ней создалось необходимое давление, требуется определённое время (порядка 0,3 с), в течение которого возможна остановка трактора, находящегося под нагрузкой. Во избежание данной ситуации к гидромуфтам всех передач через перебросные клапаны распределителей подведены каналы от гидроаккумуляторов.

Принцип перекрытия передач [рис. 1]. При движении трактора Т-150 на первой передаче, перебросные клапаны под воздействием давления масла занимают крайнее правое положение, а зарядка гидроаккумулятора при этом осуществляется от насоса. После того как золотник переведён во II положение, от насоса масло начинает поступать в гидромуфту второй передачи и вместе с этим под правый торец верхнего перебросного клапана. В процессе наполнения включённой муфты, поддержание давления в выключаемой муфте первой передачи осуществляется за счёт гидроаккумулятора, который постепенно (через дроссельные отверстия золотника) разряжается, также поддерживая давление в муфте первой передачи.

В итоге, сила давления, которая действует на левый торец верхнего перебросного клапана снижается, а воздействующая на правый торец – соответственно увеличивается. Это происходит до момента, пока в муфте второй передачи давление не возрастёт до значения, достаточного для переброса в крайнее левое положение верхнего перебросного клапана. При этом произойдёт отсоединение гидроаккумулятора от муфты первой передачи и его подключение к муфте второй передачи, вновь заряжаясь от насоса. Переключение остальных передач производится аналогично (поток мощности не разрывается).

Золотник снабжён четырьмя парами дроссельных отверстий, которые позволяют выполнять переключение с перекрытием как на смежную, так и через 1-2 передачи.

При управлении рулём на повороте, когда происходит открытие канала на слив шариком клапана плавного снижения давления, идущее от насоса масло непосредственно сливается в гидропанель, не выходя в систему за пределы КПП трактора Т-150. Этот же канал служит для слива масла из гидромуфты отключаемого борта на повороте. При этом не происходит разрядка гидроаккумулятора, ввиду того что с перемещением золотника клапана плавного снижения давления отсекаются его каналы. Масло может проходить через клапан плавного снижения давления и в случае попадания грязи и, как следствие, зависания перепускного клапана. При этом клапан плавного сброса давления выполнит функции предохранительного клапана.

 

Из корпуса раздаточной коробки насосом масло засасывается через заборный фильтр и после прохождения фильтра нагнетания одновременно подаётся к перепускному клапану, а также распределителю гидросистемы коробки передач трактора Т-150К. Масло, направляемое по каналам и проточкам вторичного вала золотником распределителя, попадает к гидроподжимной муфте включаемой передачи [рис. 1]. Поршень данной муфты сдвигается, зажимая диски и включая передачу (в это время остальные муфты соединены со сливом). Вместе с тем масло поступает к гидроаккумулятору через перебросные клапаны.

Рис. 1. Схема гидросистемы КПП трактора Т-150К. 1) – Бак; 2) – Предохранительный клапан радиатора; 3) – Радиатор; 4) – Заливная горловина; 5) – Перепускной клапан; 6) – Манометр; 7) – Перебросный клапан I-III передач; 8) – Гидроаккумулятор; 9) – Перебросный клапан; 10) – Перебросный клапан II-IV передач; 11) – Насос; 12) – Фильтр нагнетания; 13) – Заборный фильтр; 14) – Гидромуфта III передачи; 15) – Гидромуфта II передачи; 16) – Гидромуфта I передачи; 17) – Гидромуфта IV передачи; 18) – Распределитель; 19) – Золотник распределителя; 20) – Предохранительный клапан гидросистемы.

 

Масло, прошедшее через перепускной клапан, поступает по трубопроводам для смазки фрикционных элементов КПП трактора Т-150К, а также к радиатору и баку гидросистемы. Из бака масло сливается в корпус раздаточной коробки и идёт на смазку металлокерамической втулки. Таким образом, реализована циркуляция масла в гидравлической системе КПП при установленном режиме (когда трактор движется с постоянной скоростью). Переключение передач осуществляется путём перевода золотника в положение включения другой передачи. Работа агрегатов гидросистемы и процесс переключения передач осуществляются аналогично трактору Т-150.

 

Гидравлическая система коробки передач трактора Т-150

Гидравлическая система коробки передач трактора Т-150К отвечает за выполнение следующих функций:

1) – включение передач за счёт создания и поддержки давления в гидромуфтах КПП на включённых передачах;

2) – обеспечение переключения передач на месте, а также в движении без разрыва мощностного потока, иными словами без остановки трактора;

3) – поддержка нормального температурного режима масла в КПП

Гидравлическая система включает в себя не только агрегаты самой коробки передач, но и агрегаты, размещённые на тракторе.

Гидравлический насос НМШ-25 служит для подачи рабочей жидкости непосредственно к гидроподжимным муфтам. Он смонтирован на нижней крышке раздаточной коробки и имеет постоянный привод от дизеля. В случае запуска трактора Т-150К с буксира происходит переключение привода насоса с двигателя на ведущие колёса. Насос НМШ-25 снабжён заборным фильтром, предназначенным для очистки засасываемого масла от посторонних частиц.

Фильтр нагнетания предназначен для тонкой очистки масла и смонтирован на верхней крышке коробки передач. В его состав входит набор сетчатых чечевицеобразных фильтрующих элементов, которые унифицированы с аналогичным набором трактора Т-150.

Перепускной распределитель гидросистемы КПП трактора Т-150К [рис. 1] поддерживает постоянное давление в системе (9±0,5 кгс/см ). В его состав входит клапан плунжерного типа с осевыми радиальными сверлениями, который перемещается в запрессованной в корпус втулке. По сверлениям в клапане из полости нагнетания рабочая жидкость попадает под его торец и, за счёт приподнятия клапана, направляется в сливную магистраль.

Рис. 1. Перепускной распределитель гидросистемы КПП трактора Т-150К.

1) – Корпус; 2) – Пробка; 3) – Колпачок; 4) – Контргайка; 5) – Регулировочный винт; 6) – Шайба; 7) – Пружина; 8) – Седло клапана; 9) – Предохранительный клапан; 10) – Пружина; 11) – Пробка; 12) – Регулировочная прокладка; 13) – Перепускной ремень.

Регулировка давления в системе осуществляется винтом, стопорящимся контргайкой и закрываемым колпачком. Вместе с перепускным распределителем (в одном корпусе) смонтирован шариковый клапан, который предохраняет систему от разрушения в случае возможного заклинивания клапана перепускного распределителя.

Гидроаккумулятор, распределитель, радиатор и бак аналогичны гидроаккумулятору, распределителю, радиатору и баку трактора Т-150. Соединение между собой всех агрегатов гидравлической системы трактора Т-150К выполнено посредством шлангов и трубопроводов.

Другие статьи