Корзина
22 отзыва
+380503449977
+380675522877
ООО Гидро-Максимум
Корзина

Классификация современных тракторов их основные части и технические характеристики. Направления дальнейшего совершенствования конструкций.

Классификация современных тракторов их основные части и технические характеристики. Направления дальнейшего совершенствования конструкций.

Классификация современных тракторов

Трактор - это самоходная машина, предназначенная для передвижения и приведения в действие сельскохозяйственных и других машин, а также для буксирования прицепов. Двигатель трактора может приводить в действие рабочие органы стационарных сельскохозяйственных машин через вал отбора мощности (ВОМ) или с помощью шкивного приспособления.

Автомобиль - это самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, людей или специального оборудования.

Кроме тракторов и автомобилей в сельском хозяйстве применяют самоходные шасси - разновидность колесного трактора с иной компоновкой основных механизмов.

Тракторы классифицируют по следующим признакам:

По назначению их подразделяют на три группы: общего назначения, универсально-пропашные и специальные.

Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных сельскохозяйственных работ. Эти тракторы отличаются малым дорожным просветом и повышенной мощностью двигателя.

Универсально-пропашные тракторы используют при уходе за пропашными культурами и при выполнении других сельскохозяйственных работ. У некоторых моделей универсально-пропашных тракторов предусмотрены сменные ведущие колеса с широкими шинами для выполнения работ общего назначения и с узкими - для работ в междурядьях.

Специальные тракторы - это модификации какого-либо трактора общего назначения или универсально-пропашного, предназначенные для выполнения определенного вида работ или разных работ, но в строго определенных условиях.

По конструкции ходовой части тракторы бывают гусеничные и колесные.

Гусеничные тракторы имеют две гусеницы, представляющие собой цепи из отдельных звеньев (траков). Гусеничные тракторы оказывают малое давление на почву (5...35 кПа), что повышает их проходимость и позволяет развивать большее тяговое усилие.

Колесные тракторы более универсальны по сравнению с гусеничными, их использование возможно как на полевых, так и на транспортных работах. Тракторы этого типа обычно оборудуют колесами с пневматическими шинами. Важной характеристикой таких тракторов является колесная формула, в которой первая цифра показывает, каково общее число колес, а вторая - сколько из них ведущих. Тракторы, предназначенные для выполнения некоторых специальных работ, имеют колесную формулу 3К2, универсальные - 4К2, повышенной проходимости - 4К4.

По типу остова тракторы подразделяют: рамные, полурамные и безрамные.

У рамных тракторов остов представляет собой клепаную или сварную раму, на которой размещаются основные механизмы и части трактора. Остов по-лурамных тракторов образован двумя продольными балками, привернутыми или приваренными к корпусу заднего моста или трансмиссии, и поперечиной, связывающей продольные балки в передней части. Остов некоторых тракторов представляет собой две отдельные полурамы, соединенные шарниром. У безрамных тракторов остов состоит из соединенных между собой отдельных частей и механизмов.

По номинальному тяговому усилию тракторы подразделяют на девять классов машин, различающихся по конструкции. Номинальным считают тяговое усилие, которое способен развить трактор, работая с наибольшей производительностью на стерне средней влажности и твердости.

Девять тяговых классов составляют типаж сельскохозяйственных тракторов. Типаж - это технически и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов, рекомендуемых для производства.

В каждом тяговом классе имеются базовые модели (т. е. основные, наиболее широко распространенные тракторы) и модификации, на которых установлены унифицированные (единообразные) двигатели (применяемые и в базовых моделях), а также ряд составных частей. Унификация составных частей облегчает изготовление и эксплуатацию тракторов.

 

Основные части тракторов

Основные механизмы тракторов и автомобилей могут отличаться по конструкции и расположению, но они, как правило, идентичны по принципу действия.

Трактор состоит из следующих основных частей: двигателя, трансмиссии, ходовой части, механизма управления, рабочего и вспомогательного оборудования.

Двигатель предназначен для преобразования химической энергии сгорания топлива в тепловую энергию, а затем в механическую.

Трансмиссия (силовая передача) трактора обеспечивает передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам и ведущим звездочкам гусениц. В трансмиссию входят сцепление, соединительная муфта, коробка передач (КП) и задний мост.

Сцепление необходимо для кратковременного разъединения вала двигателя и КП при переключении передач и для плавного их соединения при начале движения. Соединительная муфта включает в себя упругие элементы и служит для соединения валов, сцепления и КП. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента на ведущих колесах и скорости движения за счет ввода в зацепление различных пар шестерен. КП обеспечивает также движение трактора задним ходом. Задний мост состоит из механизмов, с помощью которых увеличивается крутящий момент и передается вращение валов к ведущим колесам под прямым углом. У большинства тракторов в состав заднего моста входят тормоза.

У колесного трактора в отличие от гусеничного в трансмиссию включен дифференциал, обеспечивающий разные скорости вращения ведущих колес при поворотах и движении по неровной местности, когда длина пути левого и правого колес неодинакова.

Ходовая часть служит для передвижения трактора. Вращательное движение колес (или гусениц) при их сцеплении с поверхностью почвы преобразуется в поступательное движение трактора.

В механизм управления входят рулевое управление для изменения направления движения трактора и тормозная система для снижения скорости его движения или остановки.
 

Трансмиссию, ходовую часть и механизм управления в сборе называют шасси.

Рабочее оборудование применяется для выполнения различных работ с использованием мощности двигателя. К рабочему оборудованию относятся ВОМ, прицепное устройство, навесная система и приводной шкив.

Вспомогательное оборудование - это кабина с сиденьем, приборами освещения и сигнализации, системы отопления и вентиляции, капот, обшивка, компрессор, лебедка, тягово-сцепное устройство и т.д.

Принципиальная схема расположения и назначение основных частей автомобиля такие же, как у колесного трактора. Одна из основных и специфических частей автомобиля это кузов.

 

Техническая характеристика тракторов и автомобилей

Марка - это условное кодовое название модели трактора или автомобиля определенной конструкции. В обозначение марки трактора включают буквы, представляющие собой либо сокращенное название завода-изготовителя, либо характерное для трактора слово и число, указывающее мощность двигателя в лошадиных силах или номер модели. Буквы, следующие за этим числом, обозначают модификацию базовой модели.

Тракторы тягового класса 0,2 (Т-10, АМЖК-8, МТЗ-12К, «Кутаиси-718» и др.) предназначены для работы на мелкоконтурных селекционных полях и в небольших фермерских хозяйствах. Эти тракторы могут иметь двух-, трех- или четырехколесное исполнение. Их можно агрегатировать с прицепной тележкой, плугом, косилкой, культиватором и другими машинами, специально изготовленными для них, использовать для механизации работ по уходу за домашним скотом, когда применение больших тракторов нецелесообразно или невозможно.

Тракторы тягового класса 0,6 (к ним относятся Т-25А, Т-ЗОА80, СШ-28, Т-16МГ) используют при междурядной обработке овощных культур и садов, предпосевной обработке почвы, посеве и посадке овощей, уходе за посевами, уборке сена и выполнении транспортных работ. Кроме того, они могут приводить в действие стационарные машины.

Благодаря особенностям конструкции таких тракторов можно изменять продольную базу и агротехнический просвет (расстояние от нижней точки трактора до почвы).

Самоходные шасси Т-16МГ и СШ-28 в агрегате с навесными машинами применяют при проведении различных работ в растениеводстве.

Тракторы тягового класса 0,9 (ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, Т-40М) благодаря широкому диапазону передач, реверсному ходу на всех передачах и регулируемой колее передних и задних колес выполняют все виды сельскохозяйственных работ, в том числе в кормопроизводстве. Помимо этого их широко применяют на транспортных работах и для приведения в действие стационарных машин. Тракторы тягового класса 1,4 (МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100, ЮМЗ-6АКЛ, ЮМЗ-6АКМ) эффективно используют при возделывании и уборке технических и овощных культур. В агрегате с навесными, полунавесными и прицепными

 

сельскохозяйственными машинами и орудиями они позволяют выполнять вспашку, культивацию, боронование, посев, посадку и заготовку кормов, погрузку и выгрузку различных грузов, а также разбрасывать удобрения. С их помощью приводят в действие стационарные машины. В агрегате с прицепами их применяют на транспортных работах. Промышленностью начат выпуск новых тракторов этого класса: МТЗ-102, МТЗ-82Р и МТЗ-82Н.

Все базовые модели в классах 0,6; 0,9 и 1,4 - это колесные универсальнопропашные тракторы. Их модификациями являются тракторы повышенной проходимости (со всеми ведущими колесами), пропашные тракторы с высоким агротехническим просветом для возделывания высокостебельных культур и горные тракторы для работы на склонах.

Тракторы тягового класса 2 (Т-70СМ и Т-70В) относятся к гусеничным специального назначения. Их двигатели взаимозаменяемы с двигателями колесных моделей тракторов тягового класса 1,4. Готовятся к производству гусеничный трактор Т-90С, а также колесные тракторы МТЗ-142 и ЛТЗ-155.

Тракторы тягового класса 3 (гусеничные - ДТ-75МВ, ДТ-75Н, ДТ-175С, Т-150 и колесный - Т-150К) используют для основной обработки почвы, посева, уборки урожая и транспортных работ. Тяговый класс 4 представлен гусеничным трактором Т-4А, предназначенным для энергоемких работ. На смену Т-4А готовится к выпуску специальный трактор для степных районов.

Тракторы тягового класса 5 (К-701) применяют в сельском хозяйстве при проведении работ общего назначения, для снегозадержания и в качестве транспортного тягача. В хозяйствах работает и трактор К-700А с дизелем мощностью 147,1 кВт.

Тракторы тягового класса 6 (промышленный гусеничный трактор Т-170) используют на полях большой площади при выполнении энергоемких сельскохозяйственных и мелиоративных работ.

В обозначение марки отечественных автомобилей включают сокращенное название завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ) и число, указывающее номер модели. Технические характеристики основных марок отечественных автомобилей свидетельствуют о широких возможностях их применения в сельском хозяйстве.

Новое цифровое обозначение базовых моделей состоит из четырех символов. Первая цифра соответствует классу, вторая - виду автомобиля, а две последующие - номеру модели. Номер модификации базовой модели обозначают пятой цифрой. Шестая цифра - это номер экспортного варианта. Например, марка грузового автомобиля ГАЗ-3307 означает, что это автомобиль 3-го класса (имеет полную массу 7,7 т) с бортовой платформой, номер модели серийного выпуска - 07.

 

Основные направления дальнейшего совершенствования конструкций сельскохозяйственных тракторов и автомобилей


В растениеводстве используют тракторы и автомобили общего и специального назначения. Специальные тракторы и автомобили оборудуют особыми средствами, кузовами для перевозки специальных грузов, растениеводческой

продукции, удобрений. Для приема семян и удобрений из хранилищ, доставки их на поля, загрузки в бункера сельхозмашин или дозированной выгрузки используют специальные автомобили - заправщики с торцевой выгрузкой и пневмовыгрузкой, которые оборудованы емкостями, компрессорными установками и механизмами подъема, смонтированными на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ.

Санитарно обработку помещений, борьбу с вредителями и болезнями растений проводят с помощью специального оборудования, смонтированного на шасси автомобилей ГАЗ, УАЗ и др.

Развитие тракторо- и автомобилестроения планируется с учетом полного удовлетворения потребности растениеводства в высоко производительной технике. В качестве главного направления работ по развитию техники для растениеводства выбрано внедрение высокопроизводительных промышленных технологий, обеспечивающих снижение трудовых затрат. При разработке и выпуске тракторов и других самоходных машин значительное внимание уделяется применению форсированных и экономичных дизелей, трансмиссий, совершенствованию гидропривода, средств электроники и автоматизации, значительному улучшению условий труда механизаторов.
 

При создании сельскохозяйственных тракторов будущего необходимо исходить из того, что их конструкции должны отвечать:

- особенностям производства сельскохозяйственных работ;

- требованиям агротехники и агроэкологии;

- тенденциям развития тракторной техники и агрегатируемых сельскохозяйственных машин;

 



- технико-экономическим предпосылкам.

Предыдущие статьи