Корзина
52 отзыва
ООО "Гидро-Максимум"
+380503713700Инженер гидравлик Алина
+380675522377Инженер гидравлик Даниил
+380675710037Инженер гидравлик Алина
Добавить отзыв
Корзина

Механическая коробка передач в конструкции гидромеханической трансмиссии.

Механическая коробка передач  в конструкции гидромеханической трансмиссии.

Устройство механической коробки передач в конструкции гидромеханической трансмиссии показано на примере трактора ДТ-175С [рис. 1].

Рис. 1. Схема гидромеханической трансмиссии трактора ДТ-175С.

1) – Корпус;

2) – Насосное колесо;

3) – Турбинное колесо;

4) – Колесо реактора;

5) – Колесо реактора;

6) – Опора насосного колеса;

7) – Опора насосного колеса;

8) – Опора турбинного колеса;

9) – Опора турбинного колеса;

10) – Обгонные муфты;

11) – Первичный вал;

12) – Вторичный вал;

13) – Вал дополнительных передач;

14) – Вал заднего хода;

15) – Шестерни дополнительной передач;

16) – Шестерни заднего хода;

17) – Шестерни дополнительной передачи;

18) – Шестерни заднего хода;

19)-21) –  Шестерни рабочих передач;

22) – Шестерни заднего хода;

23) – Шестерни рабочих передач;

24), 27) – Шестерни второй технологической передачи;

25)-26) – Шестерни первой технологической передачи;

28) – Блокировочная муфта

Механическая коробка передач – двухвальная с валом (13) дополнительных передач и валом (14) заднего хода. Она обеспечивает получение пяти ступеней передаточных чисел переднего хода (пара рабочих, пара технологических, одна с ходоуменьшителем), и одну заднего хода. Первичный вал (11), дополнительный вал (13) и вал заднего хода (14) опираются на картер коробки через цилиндрические роликовые подшипники, так как все шестерни КПП – прямозубые. В роли опор вторичного вала (12) применена пара роликовых цилиндрических и один шариковый подшипник, ввиду того, что вторичный вал, помимо значительных радиальных нагрузок, подвергается воздействию осевых усилий, которые возникают в процессе работы конической пары центральной передачи. Рабочие скорости получают передачей энергии с первичного вала (11) на вторичный (12) через блоки шестерён (19-21) и (20-23) соответственно. Чтобы получить технологические передачи, помимо первичного и вторичного валов, применены вал заднего хода и дополнительный вал. В данном случае энергия передаётся последовательно от первичного вала через шестерни (15), (16), (17), (25), (26) и (22) на (I) и через (15), (16), (17), (25), (27) и (24) на (II) передачах. На заднем ходу энергия передаётся через шестерни (15), (16), (18) и (22).

 

Коробка перемены передач трактора Т-150

Во время работы тракторного агрегата величина тягового сопротивления изменяется в зависимости от глубины обработки почвы, ее механического состава и других условий. Чтобы преодолевать изменяющееся сопротивление при полной загрузке двигателя, необходимо менять силу тяги путем подбора передаточного числа в силовой передаче трактора. Для изменения силы тяги (крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя на ведущие колеса) и направления движения трактора служит коробка перемены передач.

Устройство коробки передач трактора Т-150. Коробка передач трактора Т-150 механическая, восьмискоростная с индивидуальными гидроподжимными фрикционами пере-

Расположение валов в коробке передач гусеничного трактора:
ключения передач; крепится к корпусу муфты сцепления и вместе с двигателем образует единый блок, который установлен на раме трактора.

 

Особенность рассматриваемой коробки передач заключается в том, что она имеет два вторичных вала. Каждый вторичный вал передает вращение только на одно ведущее колесо ходовой части трактора. Благодаря этому коробка передач позволяет осуществлять повороты трактора без разрыва потока мощности от двигателя на ведущие колеса.

Основу коробки передач составляет редукторная часть, в которой кроме вторичных валов находятся первичный вал, вал заднего хода и промежуточный вал. Все валы вращаются на подшипниках, установленных в стаканах и расточках корпуса которой скользит зубчатая муфта с кольцевой проточкой для вилки переключения. На этом же валу свободно установлены на втулке — ведущая шестерня рабочего ряда и на подшипниках — блок шестерен ускоренного рабочего ряда и ходоуменьшителя.

Рис. 1. Схема коробки передач трактора Т-150: 1—вал заднего хода и ходоуменьшителя, 2— блок шестерен заднего хода и ходоуменьшителя, 3 — зубчатая муфта переключения рядов, 4 — блок шестерен ускоренного рабочего ряда и ходоуменьшителя, 5 — шестерня дополнительного ходоуменьшителя, 6 — шестерня привода вала заднего хода и ходоуменьшителя, 7 — насос гидронавесной системы, 8 — устройство для отключения независимого привода ВОМ, 9 — промежуточный вал ВОМ, 10 — барабан тормоза вторичного вала, 11 —гидронасос коробки передач, 12 — шестерня третьей и седьмой передач, 13 — гидроподжимные фрикционы, 14 — шестерня вторичного вала, 15 — вторичный вал, 16 — шестерня второй и шестой передач, 17 — шестерня первой и пятой передач, 18 — промежуточный вал, 19 — шестерня четвертой и восьмой передач, 20 — первичный вал, 21—вал муфты сцепления, 22 — ведущая шестерня рабочего ряда, 23 — зубчатая втулка коробки передач. На шлицах первичного вала неподвижно закреплены шестерня 6 привода заднего хода и ходоуменьшителя и зубчатая втулка 23, по

На шлицах вала заднего хода (и ходоуменьшителя) неподвижно закреплена шестерня привода этого вала и свободно посажен подвижный блок включения заднего хода и ходоуменьшителя. По требованию заказчика на этот вал завод устанавливает подвижную шестерню включения дополнительного ходоуменьшителя.

На шлицах промежуточного вала неподвижно закреплены шестерня первой и пятой передач, шестерня второй и шестой передач, шестерня третьей и седьмой передач и шестерня четвертой и восьмой передач. Между шестернями находятся распорные втулки, и весь набор шестерен стянут двумя гайками.

Промежуточный вал позволяет получать три скорости вращения прямого хода и одну скорость заднего хода.

Переключение зубчатой муфты вперед дает возможность получить ряд рабочих скоростей, а переключение ее назад — ряд ускоренных рабочих скоростей.

Рис. 2. Тормоза: 1 — регулировочная гайка, 2 — двуплечий рычаг, 3 — тормозная лента, 4—.барабан, 5 — регулировочный болт, 6 — оттяжные пружины

Задний ход обеспечивается передвижением блока 2 шестерен вперед, при движении этого блока назад получают пониженный ряд (режим) скоростей. Дополнительно уменьшенный ряд скоростей можно получить при наличии в коробке шестерни 5, путем перемещения ее вперед.

Ходоуменьшители применяют для работы трактора с безмоторными комбайнами. Запрещается работа ходоуменьшителя при тяговом усилии более 3000 кгс.

Все шестерни промежуточного вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями вторичных валов.

Каждый вторичный вал опирается на два шариковых подшипника. Внутри вала имеются пять продольных сверлений. По четырем сверлениям подводится масло к гидроподжимным фрикционам, а по центральному сверлению подается масло к фрикционным элементам. Комплекты обоих вторичных валов одинаковы. На каждом из них помещены по четыре шестерни. Шестерни сидят на подшипниках и передают вращение валу только через гидроподжимные фрикционы.

В каждом фрикционе имеется набор ведущих и ведомых дисков, которые в свободном положении выключены, т. е. не соединяют шестерни с валом. Они включаются в работу под действием рабочей жидкости (моторного мисла М10Г или М10В — летом и М8Г — зимой), поступающей под давлением к соответствующему фрикциону.

К задней стенке редукторной части коробки передач прикреплен задний картер. В нем расположены механизмы привода насоса коробки передач, насоса гидравлической навесной системы и устройство для отключения независимого привода вала отбора мощности.

На наружной стенке заднего картера установлены ленточные тормоза (рис. 2), необходимые для затормаживания левого и правого вторичных валов. Каждый тормоз представляет собой барабан, закрепленный на вторичном валу. На расстоянии 1,5—2 мм от наружной поверхности барабана расположена стальная лента с фрикционными накладками. Один конец ленты закреплен гайкой, а другой шарнирно прикреплен к двуплечему рычагу. Двуплечий рычаг свободно посажен на ось, закрепленную на корпусе коробки, и тягой соединен с педалью тормоза.

Когда тракторист нажимает на педаль тормоза, лента прижимается к барабану и затормаживает соответствующий вторичный вал. При возвращении педали в исходное положение тормозная лента отводится от барабана оттяжными пружинами.

Оттяжные пружины также способствуют равномерному распределению зазора между тормозной лентой и барабаном.

Гидроподжимные фрикционы (рис. 3) попарно собраны в двух барабанах, расположенных на шлицах вторичного вала. Внутри каждого барабана 8 имеются кольцевые полости, в которых установлены поршни 6. Зазор между барабаном и поршнями уплотнен наружным разрезным чугунным и внутренним резиновым кольцами. На наружной поверхности барабана есть восемь пазов, в которые входят выступы ведомых стальных дисков. Во фрикционах / и II передач стоят ведомых дисков, а в фрикционах III и IV передач— 4. Между ведомыми дисками находятся ведущие с металлокерамическими накладками. Ведущие диски с внутренней стороны имеют шлицы, которыми они сопряжены с зубчатыми венцами шестерен. Комплект ведомых и ведущих дисков замкнут упорным диском и стопорным кольцом, вставленным в проточку барабана. В другую проточку барабана установлено упорное кольцо. Между упорным кольцом и поршнем размещены пружины, выключающие фрикционы из работы. Фрикционы включаются в работу под действием масла, которое поступает в полость (бустер) между поршнем и барабаном. Перемещаясь, поршень сжимает пакет дисков, и вращение передается от шестерни соответствующей передачи на вторичный вал. Фрикционное переключение передач позволяет на‘ходу переходить с одной передачи на другую в пределах каждого ряда и снижает вредное влияние динамических нагрузок на детали коробки передач.

Рис. 3. Гидроподжимные фрикционы: 1 — стопорное кольцо, 2 — шестерня, 3 — ведущий диск, 4— ведомый диск, 5 — упорное кольцо, 6 — поршень, 7 — полость (бустер), 8 — барабан, 9 — сливной клапан, 10 — упорный диск, 11 — пружина

Четыре фрикциона позволяют получать по четыре передачи на вторичных вплах в каждом из четырех режимов вращения промежуточного вала.

При включении на обоих вторичных валах одноименных фрикционов трактор движется прямолинейно. Задавая вторичным валам разные скорости, можно осуществлять повороты тремя способами.
1. Если на вторичных валах включить фрикционы разноименных передач, будет происходить поворот трактора с фиксированным радиусом без разрыва потока мощности от двигателя к ведущим колесам. Величина радиуса поворота зависит от сочетания передач, включенных на вторичных валах.
2. На одном вторичном валу включена передача, а на другом выключены все фрикционы и этот вал заторможен. В этом случае радиус поворота равен поперечной базе трактора.
3. Когда на одном вторичном валу включена какая-либо передача, а на другом выключены все фрикционы, радиус поворота не фиксируется.

Управление фрикционами осуществляется гидравлической системой трансмиссии.

Гидравлическая система трансмиссии во время работы трактора создает и поддерживает определенное давление в гидроподжимных фрикционах и обеспечивает смазку и нормальный температурный режим деталей коробки передач. Она включает в себя гидронасос, два распределителя переключения передач и два перепускных клапана. Эти узлы смонтированы на корпусе коробки передач, который служит емкостью для масла. Кроме того, к гидросистеме относятся фильтры, два гидроаккумулятора и два клапана плавного сброса давления, установленные в гидропанели, служащей поддоном коробки передач. В передней части трактора расположены также масляный бак, радиатор, заливной фильтр и маслопроводы.

Гидравлический насос HMLU-50 шестеренчатый двухсекционный подает рабочую жидкость двумя потоками по 40 л/мин на каждый вторичный вал. Насос обеспечивает наполнение бустеров гидроподжимных фрикционов за 0,3—0,5 с даже при минимальных оборотах двигателя. Насос расположен на задней стенке корпуса коробки передач и постоянно включен в работу от вала привода ВОМ. Производительность насоса 80 л/мин, рабочее давление 10 кгс/см2.

Насос состоит из корпуса (рис. 4), проставки, крышки и трех шестерен. Центральная шестерня — ведущая, изготовлена она заодно с валиком, на котором закреплена приводная шестерня. Валик вращается в бронзовых втулках, запрессованных в корпус и крышку. Бронзовые втулки запрессованы также и в ведомые шестерни, которые свободно надеты на оси, посаженные с натягом в корпус насоса. Насос соединен с масляной ванной коробки передач и нагнетательными клапанами сверлениями в корпусе коробки передач и гидропанели.

Рис. 5. Фильтр нагнетания трактора Т-150К: 1 —скоба, 2 — пружина, 3— поршень, 4— корпус фильтра, 5 — фильтрующий элемент, 6 — предохранительный клапан, 7 — входное отверстие, 8 — шайба

Фильтры нагнетания (рис. 5) очищают масло при выходе его из насоса. Оба фильтра устроены одинаково. Каждый из них состоит из 38 сетчатых фильтрующих элементов, которые надеты на перфорированную трубу и плотно поджаты пружиной. Пружина сжимается скобой, навинчиваемой на шпильку до тех пор, пока шайба будет находиться заподлицо с торцом поршня. Поршень, снабженный резиновым уплот-нительным кольцом, отделяет полости фильтрованного масла от нефильтрованного. При чрезмерном загрязнении фильтров нефильтрованное масло проходит через предохранительный шариковый клапан, отрегулированный на давление 3—3,5 кгс/см2. Фильтры нагнетания размещены в отдельных корпусах за задней стенкой гидропанели.

Перед входом в насос масло очищается в заборном фильтре (рис. 6), представляющем собой цилиндрический каркас с сеткой (размер ячеек 0,45 ×0,45 мм), припаянной к каркасу. Внутри каркаса установлен магнит, улавливающий металлические частицы. Фильтр расположен в расточке гидропанели с левой стороны. Расточка закрыта крышкой, через которую можно выливать масло из коробки передач.

Гидроаккумуляторы поддерживают необходимое давление в бустерах при переключении передач без остановки трактора и обеспечивают быстрое заполнение выключенного гидроподжимного фрикциона по окончании поворота.

Аккумуляторы, закрепленные на днище коробки передач, состоят из корпуса, крышки, поршня и двух пружин. Поршень уплотнен резиновым кольцом с двумя защитными шайбами. Пружины сжаты тремя болтами, головки которых окрашены в красный цвет. Отвертывать эти болты можно только под прессом или с помощью вспомогательных болтов М10 х 10 (не менее трех), пропущенных в свободные крепежные отверстия и затянутых гайками до упора.

Вместимость каждого гидроаккумулятора 160 см3, а поддерживаемое давление в выключаемом фрикционе в момент переключения передач 6—8 кгс/см2.

Рис. 6. Гидропанель: 1—стальной лист, 2 — шпильки для крепления фильтров, 3 — заборный фильтр, 4 — крышка, 5 — корпус, 6 — поводок, 7 — поршень, 8 — пружина, 9— корпус гидроаккумулятора, 10 — каналы для прохода масла

Клапаны плавного снижения давления служат для постепенного снижения давления от 10 кгс/см2 до 0 на одном из бортов, благодаря чему достигается плавное выключение фрикциона включенной передачи с желаемой пробуксовкой и обеспечивается плавный поворот трактора.

Эти клапаны закреплены на днище коробки передач. Золотники, расположенные в корпусе клапана, перемещаются поводками, которые сидят на валиках и соединены тягами с рулевым колесом.

В золотнике (рис. 7, а) закреплен штифт, который входит в пазы повода. В свободном положении золотник под действием двух возвратных пружин упирается в шариковый клапан и, прижимая его к гнезду, закрывает нагнетательный канал, по которому масло подводится к клапану.

При повороте рулевого колеса поводок перемещает золотник, сжимая возвратные пружины. В самом начале поворота рулевого колеса шариковый клапан освобождается от жесткого упора и, преодолевая действие пружины, отрывается от седла и пропускает масло на слив. Давление масла в нагнетательном канале снижается до 4,5 кгс/см2. По мере дальнейшего поворота рулевого колеса золотник продолжает перемещаться, а усилие пружины постепенно ослабевает, поэтому шарик открывает проходное сечение для слива — давление масла постепенно падает до нуля. Так разъединяется с двигателем один борт и поворот трактора происходит за счет передачи крутящего момента другим бортом.

В самом начале поворота рулевого колеса проточка, по которой масло из гидроаккумулятора поступает в фрикционы, перекрывается.

После поворота рулевое колесо перемещают в обратную сторону, и золотник, возвращаясь под действием пружин в исходное положение, проточкой соединяет включенную передачу с гидроаккумулятором. Аккумулятор быстро разряжается в соответствующий фрикцион, и трактор без запаздывания выходит из поворота.

Перепускные клапаны поддерживают в системе рабочее давление 10 кгс/см2 при любых оборотах двигателя. Оба клапана находятся в одном корпусе. Каждый клапан (рис. 7, б), имеющий два рабочих пояска, находится во втулке, запрессованной в корпусе. На внутренней поверхности втулки выполнены две проточки. Проточка А втулки соединена с каналом нагнетания, а проточка Б — с каналом слива. Масло под давлением из канала нагнетания по проточке А проходит через радиальное и осевое сверления в клапане под его торец. Открытие клапана и перепуск масла в сливную магистраль происходят, когда давление масла преодолеет усилие пружины, отрегулированной винтом на давление 10 кгс/см2. Винт застопорен контргайкой и закрыт запломбированным колпаком.

Распределители служат для персонального управления гидроподжимными фрикционами. Рабочая жидкость под давлением направляется в один из четырех фрикционов каждого вторичного вала и включает соответствующую передачу.

Корпус (рис. 7, в) каждого распределителя надет на передний конец вторичного вала и закреплен на передней стенке коробки передач. Основной деталью распределителя является золотник, который в сборе с корпусом образуем плунжерную пару. В золотнике сделаны пазы и радиальные дроссельные отверстия Г. На торце золотника имеются зубья, которые входят в зацепление с сектором, размещенным в боковой крышке распределителя. Золотник и сектор собирают по меткам, нанесенным на торцах зубьев и впадин. Валик сектора системой тяг и рычагов соединен с соответствующим рычагом переключения передач. Для четкого фиксирования выбранной передачи в боковой крышке смонтирован роликовый фиксатор, который под действием пружины входит в одну из четырех впадин гребенки сектора. Усилие прижатия ролика к гребенке регулируют винтом, который закрывают колпаком и пломбируют.

В боковой крышке золотника сделаны три расточки, соединенные пазами. В каждую расточку свободно входит перекидной клапан, с помощью которых происходит перекрытие передач, т. е. переключение передач под нагрузкой осуществляется без остановки трактора.

Бак (рис. 8) гидравлической системы трансмиссии установлен на переднем брусе рамы трактора. Заправляют его через заливной сетчатый фильтр, закрепленный на правой стойке водяного радиатора. Из бака масло по трубопроводу поступает в коробку передач. Уровень масла в коробке передач определяют по масломерному стеклу на гидропанели. Для слива масла в нижней части бака пред/смотрено отверстие, закрываемое пробкой.

7. Узлы гидротрансмиссии: а — клапан плавного снижения давления, б— перепускные клапаны, в — распределитель; 1—золотник, 2— возвратные пружины, 3 — пружина, 4— шариковый клапан, 5 — гнездо клапана, 6 — штифт, 7 — регулировочный винт, 8 — втулка, 9 — клапан, 10 — сверление, 11 —золотник распределителя, 12 — сектор, 13 — корпус, 14 — вторичный вал, 15—перекидные клапаны, 16—роликовый фиксатор; А, Б — проточки, 8 — раздающий паз, Г — дроссельное отверстие

В баке смонтирован перепускной клапан, отрегулированный на давление 2,5—3 кгс/см2, через который холодное масло сливается в бак, минуя радиатор.

Радиатор гидравлической системы трансмиссии, закрепленный на боковых стойках масляного радиатора двигателя, состоит из двух стальных бачков, соединенных между собой овальными трубками. К бачкам приварены патрубки, к которым присоединяют резиновые шланги для подвода и отвода масла.

Работа гидравлической системы трансмиссии схематически показана на рис. 68. Масло из коробки передач через заборный фильтр засасывается гидронасосом и нагнетается раздельно каждой его секцией через фильтры одновременно к клапанам плавного снижения давления, распределителям, перепускным клапанам правого и левого бортов. Далее поток масла объединяется и поступает в радиатор, а оттуда охлажденное масло направляется через бак обратно в коробку передач.

На схеме рис. 8 показан момент, когда передачи правого борта выключены, а на левом произошло переключение с первой передачи на вторую. Масло, подведенное к распределителю левого борта, направлено под давлением по одному из продольных сверлений к бустеру фрикциона второй передачи. Пока идет наполнение включенного бустера (приблизительно 0,3 с), давление в выключенной первой передаче поддерживается потоком масла из гидроаккумулятора левого борта, который постепенно разряжается через дроссельные отверстия золотника. Когда давление в нагнетательной магистрали второй передачи будет достаточным, масло переместит перекидные клапаны золотника в левое положение разряженный гидроаккумулятор разъединится с магистралью первой передачи, а соединится с магистралью второй передачи и будет заряжаться. Таким образом происходит перекрытие передач под нагрузкой без остановки трактора. Так как не золотнике расположены четыре пары дроссельных отверстий, то переключение с перекрыт чем возможно не только на соседнюю, но и через одну и две передачи.

Манометр показывает давление масла в системе перед распределителем. В исправной гидравлической системе давление масла не зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя и поддерживается от 8 до 10 кгс/см2. Поэтому при снижении давления менее 7 кгс/см2 работать с уменьшенной частотой вращения коленчатого вала двигателя нельзя.

Детали коробки передач смазываются маслом, поступающим при его циркуляции из бака в трубку, расположенную в верхней части коробки передач. В трубке имеются отверстия, через которые разбрызгивается масло. Часть масла параллельно идет в центральные осевые сверления вторичных валов и по радиальным сверлениям валов и шестерен поступает на смазку фрикционных элементов коробки передач. Ведомые диски фрикционов охлаждаются маслом, проходящим по спиральным и радиальным канавкам дисков.

Чтобы в корпусе коробки передач не возникало избыточного давления, в его крышку ввернута пробка с сапуном.

Устройство для запуска двигателя с буксира служит для создания вручную давления в гидросистеме трансмиссии при невозможности запуска дизельного двигателя от пускового. Устройство состоит из поршневого насоса, закрепленного на крышке заднего корпуса коробки передач, и трубопроводов, связывающих насос с системой. При вытягивании за рукоятку штока насоса масло из коробки передач поступает через обратный клапан в цилиндрический корпус насоса. При опускании штока поршень насоса нагнетает масло через клапан в нагнетательный канал левого борта. Перед запуском двигателя с буксира открывают лючок в полу кабины с левой стороны от тракториста и осуществляют рукояткой штока 7—8 нагнетаний до создания в магистрали левого борта давления 6—7 кгс/см2.

Механизм переключения шестерен (рис. 9) трактора Т-150 расположен в верхней части коробки передач. Рычагом включают шестерни рабочего и ускоренного рядов, заднего хода и ходоуменьшителя. Здесь, как и у колесного трактора, предусмотрены замковая пластина (кулиса) и блокировка. Фиксация шестерен во включенном и выключенном положениях осуществляется фиксаторами. Рычагом включают насос гидросистемы, а ползуном, соединяющим рычаг с передвижной муфтой, — вал отбора мощности.

Перед работой трактора с безмоторным комбайном включают в работу ходоуменьшитель. Для этого вывертывают пробку и соединенной со вторичным валом.

Рис. 10. Коробка передач трактора Т-150К: 1 — рычаг, 2 — первичный вал, 3 — вторичный вал, 4— пробка сливного отверстия, 5 — корпус, 6 — гидроподжимной фрикцион, 7— распределитель, 8 — вал привода ВОМ, 9 — тяга золотника

Ведущие шестерни транспортного и рабочего рядов свободно посажены на валу, первая — на подшипниках, а вторая — на втулке. Обе шестерни изготовлены заодно с зубчатыми венцами, на которые может находить шлицами зубчатая муфта. Ведущие шестерни рядов передают вращение через ведомые шестерни на привод заднего и переднего мостов. Передний мост можно отключить, переместив шестерню назад.

11. Раздаточная коробка: I —вал привода ВОМ, 2 — шестерня заднего хода, 3 — шестерня, 4 — двухвенцовая каретка, 5 — шли-цевая втулка, 6 — вал отбора мощности, 7 — шестерня привода насоса гидротрансмиссии, 8 — подвижная зубчатая муфта, 9 — ведущая шестерня рабочего ряда, 10 — карданный вал заднего моста, II — шестерня включения переднего моста, 12 — карданный вал переднего моста, 13 — ведомая шестерня ходоуменьшителя, 14 — вторичный вал, 15 — шестерня включения ходоуменьшителя, 16 — ведущая шестерня транспортного ряда, 17 — неподвижная зубчатая муфта привода вала отбора мощности и насосов гидравлической системы трактора.

Вал привода ВОМ, жестко связанный передним концом с коленчатым валом двигателя и проходящий внутри первичного вала, задним концом соединен со шлицевой втулкой, которая опирается на шариковые подшипники. На наружной шлицевой поверхности втулки свободно посажена двухвенцовая каретка. Венцы каретки соединены с шестернями привода гидронасосов. Среднее положение каретки является нейтральным. При перемещении назад каретка включает внутренними зубьями вал отбора мощности. Если переместить каретку вперед, она торцовыми кулачками соединится с шестерней и от колес будет передавать вращение на шестерню привода насосов гидравлической системы трансмиссии и рулевого управления. Привод гидронасосов от ходовых колес позволяет работать гидросистеме трансмиссии и рулевого управления во время буксировки трактора.

Корпус раздаточной коробки прикреплен к задней части корпуса коробки передач.

Для работы трактора с безмоторным комбайном и некоторыми сельскохозяйственными машинами предусмотрен ходоуменьшитель. Он обеспечивает дополнительно восемь замедленных скоростей. Ходоуменьшитель расположен в корпусе коробки передач и включается в работу шестерней при перемещении ее назад. В переднем положении эта шестерня внутренними зубцами соединяет вторичный вал с ведущим валом раздаточной коробки.

В корпусе коробки передач находится шестерня заднего хода, которую включают, передвигая вперед. При заднем ходе трактора эта шестерня передает вращение от шестерни ходоуменьшителя на ведущую шестерню транспортного ряда через шестерню.

Механизм переключения шестерен коробки передач состоит из рычагов переключения, ползунов с вилками, замковых пластин, валиков блокировки и фиксаторов.

У трактора Т-150К кроме рычага переключения передач, воздействующего на золотник распределителя, в кабине трактора перед трактористом расположен рычаг (рис. 12) включения заднего хода, рядов скоростей и ходоуменьшителя. Сбоку от тракториста над раздаточной коробкой находится рычаг включения вала отбора мощности и рычаг включения переднего моста. Ползуны, соединяющие рычаги с вилками, во включенном и выключенном положениях фиксируются. С этой целью они имеют выемки, в которые под действием пружины входит один из фиксаторов.

Чтобы исключить одновременное включение двух шестерен, под рычагом расположена замковая пластина. Для предотвращения самопроизвольного переключения шестерен в коробке передач предусмотрена блокировка. Валик блокировки соединен рычагом и тягой с педалью муфты сцепления и имеет три радиальных углубления. Если выжать педаль муфты сцепления до отказа, валик блокировки повернется углублениями вниз и в них могут войти фиксаторы при перемещении одного из ползунов вместе с вилкой и соответствующей подвижной шестерней. В то время когда муфта сцепления включена и ее педаль находится в исходном положении, цилиндрическая поверхность валика блокировки препятствует выходу фиксатора вверх и перемещению ползунов. Блокировка не позволяет переключать передачи без полного выключения муфты сцепления.

Техническое обслуживание коробки передач. Тракторист должен своевременно подтягивать крепления, заправлять и заменять масло, проверять уплотнения, регулировать блокирующее устройство и тормоза вторичных валов.

Во время работы трактора необходимо постоянно следить за давлением в гидравлический системе трансмиссии по показаниям манометра. Давление масла должно быть равно 8—10 кгс/см2, оно не зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя. При повышении или понижении давления нужно остановить трактор и устранить неисправность. При необходимости регулируют перепускной клапан. Всякую регулировку узлов трактора, связанную со снятием пломб, осуществляет мастер-наладчик.

Ежесменно проверяют крепление спускной пробки, устраняют подтекание масла, подтягивая наружные крепления, очищают узлы коробки от пыли и грязи, проверяют уровень масла через смотровое окно у трактора Т-150 при работающем двигателе, а у трактора Т-150К — при остановленном. При необходимости масло добавляют в масляный бак гидросистемы трансмиссии до середины мерного стекла.

Через каждые 240 ч работы подтягивают крепление коробки передач, разбирают и промывают фильтры нагнетания гидросистемы и регулируют тормоза.

Через каждые 960 ч работы проверяют, а при необходимости регулируют блокирующее устройство, заменяют масло в коробке передач и баке гидравлической системы трансмиссии без их промывки, очищают и промывают заправочный и заборный фильтры. Масло из коробки передач следует сливать сразу же после остановки трактора, пока оно не остыло. Заправлять коробку передач необходимо только чистым, отстоенным маслом через заправочный фильтр.

Рис. 12. Механизм переключения шестерен трактора T-150K: 1 — шестерня заднего хода, 2 — ползун, 3 — замковая пластина (кулиса), 4— рычаг переключения рядов скоростей заднего хода и ходоуменьшителя, 5 — рычаг валика блокировки, 6 — валик блокировки, 7 — фиксатор, 8 — рычаг включения переднего моста, 9 — рычаг включения ВОМ, 10 — вилка переключения, 11 — шестерня привода гидронасоса, 12 — зубчатая муфта, 13 — шестерня включения ходоуменьшителя

Рис. 13. Карданный вал гусеничного трактора: 1—фланец кардана, 2 — крестовина, 3 — вилка переднего шарнира, 4 — хвостовик, 5 — чехол, 6 — шлицевая муфта, 7 — вилка заднего шарнира, 8 — масленка, 9— предохранительный (контрольный) клапан, 10 — фасонная гайка, 11 — болт

Рис. 14. Карданная передача колесного трактора: 1—карданный вал переднего моста, 2—шарнир карданного вала заднего моста, 3 — промежуточная опора, 4 — двойная вилка, 5 — крестовина, 6— одинарная вилка, 7— масленка телескопического соединения

Регулировка тормозов. Вначале необходимо очистить от пыли, грязи и масла тормозные ленты и барабаны. При отпущенной педали тормоза рычаг устанавливают до упора с наклоном на 4°30’ ниже горизонтальной оси. В таком положении затягивают регулировочную гайку до отказа, а затем отвертывают ее на 5—6 оборотов. После этого, ослабив контргайку, нижний регулировочный болт завертывают до упора и отвертывают его на 1—1,5 оборота, после чего затягивают контргайку. В отрегулированном тормозе зазор между накладками лент и барабаном по всей его окружности должен быть 1,5—2 мм. Аналогично регулируют и другой тормоз.

Регулировка блокирующего устройства. Её проводят для того, чтобы шестерни рядов, заднего хода и ходоуменьшителя можно было переключать только при полностью выключенной муфте сцепления. Затем отъединяют тягу, соединяющую рычаг валика блокирующего устройства с педалью муфты сцепления. Устанавливают валик блокировки углублениями вниз (при этом ползуны свободно передвигаются). Выжимают педаль муфты сцепления до отказа и, отрегулировав длину тяги, соединяют педаль с рычагом валика блокирующего устройства.

Регулировка привода переключения передач трактора Т-150К. Во время сборки золотник и сектор устанавливают по меткам, нанесенным на их зубьях и впадинах.

Длину тяги регулируют таким образом, чтобы она соединяла вертикально установленный рычаг переключения передач с горизонтально установленным рычагом золотника распределителя. 

 

Карданная передача трактора Т-150

Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента от валов коробки передач к шестерням ведущих мостов.

Устройство карданной передачи. На гусеничном тракторе установлены два карданных вала. Каждый карданный вал состоит из телескопического шлицевого соединения и двух шарниров. Телескопическое соединение представляет собой шлицевую муфту со шлицевым хвостовиком, закрытую от пыли и грязи чехлом. Каждый шарнир— это крестовина с четырьмя игольчатыми подшипниками и двумя вилками.

Щлицевая муфта прикреплена болтами к вилке заднего шарнира, а шлицевой хвостовик приварен к трубе, другой конец которой также приварен к вилке переднего шарнира. Фланец передней вилки карданного вала прикреплен к ступице тормозного барабана вторичного вала коробки передач четырьмя болтами и гайками, которые завертывают специальным торцовым ключом. Болты от проворачивания удерживаются лысками. Между ступицей тормозного барабана и фланцем кардана установлена термоизоляционная прокладка.

 

Карданная передача колесного трактора состоит из карданного вала переднего моста и карданного вала заднего моста. Карданный вал переднего моста конструктивно выполнен так же, как и карданные валы гусеничного трактора.

Карданный вал заднего моста включает в себя два карданных шарнира, два телескопических соединения с защитными чехлами и промежуточную опору. Промежуточная опо-pa — это подшипниковый узел, заключенный в трубу горизонтального шарнира рамы. На тракторах первого выпуска в промежуточную опору устанавливали шариковые подшипники, а сейчас — конические роликовые. Зазор в конических подшипниках можно регулировать прокладками, находящимися под крышкой сальника. Во внутренние обоймы подшипников вставлен шлицевой вал, каждый конец которого является составной частью телескопического соединения.

Каждый карданный шарнир состоит из одной двойной и двух одинарных вилок и крестовины, на четырех цапфах которой установлено по одному игольчатому подшипнику. В крестовине имеется предохранительный клапан. препятствующий повышению давления масла при его нагревании.

Техническое обслуживание карданной передачи. Ежесменно проверяют и при необходимости подтягивают крепления фланцев карданных валов.

Через 60 ч работы смазывают игольчатые подшипники карданных шарниров трансмиссионным маслом или через 480 ч работы — смазкой № 158 (применять солидол запрещается во избежание их быстрого износа). Масло нагнетают через масленку до появления его из клапана. Перегревание крестовин во время эксплуатации трактора свидетельствует об отсутствии смазки в этих подшипниках. При сильной запыленности игольчатые подшипники смазываются чаще.

Через 240 ч работы смазывают шлицы телескопических соединений, нагнетая солидол через масленку до появления свежей смазки из зазоров. При отсутствии смазки быстрее изнашиваются шли-цевые соединения и подшипники промежуточной опоры.

Через 960 ч работы заменяют солидол в промежуточной опоре. Сразу же после работы трактора открывают сливную пробку и нагнетают свежий солидол (около 2 кг или 8 полных шприцев) до полного удаления старой смазки.

Чтобы использовать смазку № 158, снимают карданные валы, разбирают шарниры и промывают в бензине игольчатые подшипники и крестовины. Собирают карданы с подшипниками, заполненными маслом на 2/з их объема. После сборки дополнительно в крестовины шарниров вводят смазку до появления ее из клапана.

Проверяют осевой люфт вала промежуточной опоры. Если он больше 0,35 мм, снимают крышку сальника и уменьшают количество регулировочных прокладок. Нормальный осевой люфт вала должен быть 0,2—0,35 мм. 

 

Эксплуатация и ресурс гидромеханической передачи

Гидромеханическая передача в эксплуатации должна иметь силовой диапазон в соответствии с назначением машины. Минимально допустимый КПД не должен быть менее 0,75-0,8. Совместная работа гидротрансформатора с ДВС (двигатель внутреннего сгорания) должна обеспечивать заданную экономичность, то есть перерасход топлива (по сравнению с работой на заблокированном трансформаторе в основных эксплуатационных режимах) не должен превышать 6-8%. Посредством данных передач должен обеспечиваться пуск ДВС в условиях низких температур, а также с буксира.

Ресурс гидромеханической передачи имеет прямую зависимость от надёжности и долговечности работы её отдельных агрегатов. Максимальному износу в гидротрансформаторе подвержены уплотнения рабочей полости, подшипники опорных колёс и муфты свободного хода. В дополнительной коробке передач, как правило, изнашиваются фрикционные элементы, зубчатые и шлицевые соединения.

Эффективность эксплуатации гидромеханической передачи зависит от правильности расчёта совместной работы ДВС, трансформатора и коробки передач, а также от правильности выбора водителем передачи (в зависимости от характера выполняемой работы и условий движения).